
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 29 января 2021 года УП № 3
О защите собственности и поддержке
предпринимателей и инвесторов
В целях обеспечения конституционных гарантий защиты собственности,
стимулирования устойчивого роста экономики, исключения необоснованного
вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов
предпринимательства, а также повышения доверия инвесторов, создания
благоприятного инвестиционного климата и деловой среды, руководствуясь
статьей 65 Конституции Кыргызской Республики, постановляю:
1. Считать целесообразным:
— прекратить необоснованное вмешательство правоохранительных, фискальных
и контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства,
воспрепятствование предпринимательской деятельности и нарушение законных
прав собственников, в том числе из-за невыполнения и невозможности
выполнения договорных обязательств;
— обеспечить безопасность деятельности инвестиционных объектов и имущества
инвесторов;
— внедрить:
принцип «один следственный орган по экономическим преступлениям» без права
передачи подследственности другим правоохранительным органам;
механизм предварительной проверки без регистрации в Едином реестре
преступлений и проступков заявлений и сообщений в отношении
предпринимателей о правонарушениях, основанных на неисполнении или
ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в
письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или
притворными.
2. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:
— усилить надзор за неукоснительным исполнением законодательства о
гарантиях свободы предпринимательской деятельности и защиты собственности
и инвестиций;
— обеспечить неотвратимость ответственности, вплоть до уголовной,
должностных лиц контролирующих, правоохранительных и фискальных органов
за:
нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
нарушение порядка оказания государственных услуг;
необоснованное истребование документов у субъектов предпринимательской
деятельности, не предусмотренных законодательством и нормативными
правовыми актами Кыргызской Республики;
незаконное приостановление деятельности субъектов предпринимательства и
(или) денежных операций, в том числе по их банковским счетам;
нарушение требований законодательства о разрешительных (лицензионных)
процедурах и контрольно-надзорной сферы;
— в месячный срок внести предложения по оптимизации порядка рассмотрения
заявлений в отношении предпринимателей, поступающих в Единый реестр
преступлений и проступков;
— в месячный срок создать телефон доверия для круглосуточного приема
обращений субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства по
вопросам необоснованного вмешательства правоохранительных, фискальных и
контролирующих органов в их деятельность, воспрепятствования
предпринимательской деятельности и нарушения прав собственников.
3. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:
— в трехмесячный срок при участии Верховного суда Кыргызской Республики и
бизнес-сообщества внести на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской
Республики пакет законопроектов по дальнейшему повышению роли и
эффективности деятельности судебных органов по обеспечению надежной
защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, ускорению
сроков рассмотрения исков субъектов предпринимательства, в том числе путем
широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий;
— в трехмесячный срок разработать и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской
Республики пакет законопроектов по декриминализации экономических
преступлений и проступков, а также проект закона Кыргызской Республики,
запрещающий применение меры пресечения по экономическим преступлениям в
виде заключения под стражу в ходе досудебного производства;
— отменить применяемые количественные индикаторы эффективности
деятельности правоохранительных, фискальных и контролирующих органов и их
сотрудников, в двухмесячный срок внедрить новый механизм оценки их
результативности, ориентированной на поддержку и защиту предпринимателей и
их частной собственности;
— до конца 2021 года провести регулятивную реформу с применением принципа
«умного регулирования» и механизма регуляторной «песочницы», направленную
на улучшение предпринимательской среды, в том числе на значительное
снижение вмешательства государства в предпринимательскую деятельность;
— укрепить потенциал и усилить техническое оснащение Государственной
судебно-экспертной службы при Правительстве Кыргызской Республики, а также
сократить сроки проведения судебной экспертизы в отношении экономических
преступлений;
— в срок до 1 сентября 2021 года перевести в автоматизированный формат
значительную часть государственных услуг, оптимизировать бизнес-процессы
предоставления государственных услуг и внести изменения в стандарты и
административные регламенты таких услуг в части исключения ненужных
процедур и истребования документов от предпринимателей;
— создать Единый электронный портал по выдаче лицензий и разрешительных
документов и в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить автоматизированную
систему выдачи лицензий и разрешений. Провести его интеграцию с
Государственным порталом электронных услуг через Единую систему
идентификации;
— в срок до 30 сентября 2021 года обеспечить переход налоговых органов к
сервисной модели обслуживания налогоплательщиков, упростить процедуры
налогового администрирования путем цифровизации основных бизнес-процессов
и исключить полностью контакт сотрудников налоговых органов с
налогоплательщиком;
— внедрить индикаторы скорости таможенной очистки товаров и качества
предоставляемых услуг, сформировать конкурентоспособную и полную
автоматизированную таможенную инфраструктуру;
— в срок до 30 сентября 2021 года завершить полное введение электронного
таможенного декларирования и системы автоматического выпуска товаров;
— создать благоприятные условия для ведения предпринимательской
деятельности в отдельных и приграничных территориях, включающие меры
государственной поддержки и льготного фискального режима;
— устранить барьеры и упростить требования, установленные в законодательстве
Кыргызской Республики, по вопросам инвестиций;
— принять иные необходимые меры, вытекающие из настоящего Указа.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на отдел политики
стратегического развития, экономики и финансов Аппарата Президента
Кыргызской Республики.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
Официальный сайт Президента КР, 29 января 2021 года;
газета «Эркин Тоо» от 2 февраля 2021 года N 8
Президент Кыргызской Республики С.Жапаров